На четвертый день по плану значилась экскурсия в Версаль. Экскурсия была автобусной и начиналась около уже знакомой Grand Opera. Версаль - резиденция французских королей, построенная королем Людовиком XIV в 18 километрах от Парижа. Ее цель - защита от возможных народных волнений, так как пока граждане Парижа с вилами дойдут Версаля, можно успеть организовать защиту, или же боевой пыл восставших поубавится.
Погода в этот день была пасмурной, и поэтому королевская резиденция показалась мне не очень яркой. И хотя внутри Версаль весьма красивый (можно сравнивать с Эрмитажем), его внешние фасады не произвели на меня сильного впечатления. Садово-парковый ансамбль похож на петергофский, однако Петергоф намного (!) ярче, красивее, праздничнее. Это вполне объяснимо, ведь резиденция русский царей строилась с оглядкой на Францию. К тому же фонтаны в Версале, как выяснилось, включают только несколько раз в году. Выход к каналам и фонтанам (точнее, одному главному фонтану и нескольким дополнительным) платный - 3 евро, даже если у тебя есть билеты во дворец или музейная карта. Кстати, как раз с этого дня мы начали пользоваться музейной картой, которая дает право бесплатного прохода в государственные музеи в течение трех дней. Карта, стоимость которой 30 евро, именная - необходимо самому вписать свое имя и дату, с которой начинаются эти три дня. Как мне рассказали еще до поездки, русские туристы придумали использовать "ручку-шпион", надписи которой легко стирать. Чтобы народ не приобщался к прекрасному в неограниченных количествах, некоторые музеи стали помечать карты - например, в том же Версале прокалывали специальную художественную дырочку. Вернемся к фонтанам - я купил билетик и быстро за 10 минут обежал центральную часть садово-паркового ансамбля Версаля. Эта пробежка не поколебала меня во мнении, что красивее Петродворца нет.
После этого нас отвезли обратно в Париж и высадили около Эйфелевой башни. Я покрутился около нее, а потом поехал в отель, чтобы перекусить. В 16.00 началась экскурсия по Лувру. Как неоднократно отмечала экскурсовод, Лувр - не дворец, а музей - и это действительно так, внутри он выглядит весьма аскетично. Вообще, изначально Лувр - бывший замок, в котором один из французских королей обещал жить своим подданым. Но замок был настолько некрасивым, что король полностью его перестроил. Ну а уже наше время внесло свои дополнения - во дворе Лувра появилась огромная стеклянная пирамида, являющаяся входом в музей.
Практически первый экспонат, который встречает посетителей - Венера Милосская. Та самая, знаменитая - без рук. Зато других рук тут предостаточно - десятки тянутся вверх с вытянутыми фотоаппаратами, свет от вспышек почти что превращается во второе освещение. Вообще, в музее народу очень много - такое ощущение, что запускают всех не обращая внимания на заполняемость. Дети в колясках орут, туристы кричат, шум стоит громче чем на рынке! Сухонькую бабушку-экскурсовода на расстоянии трех вытянутых рук уже не слышно. На замечания говорить погромче отвечает, что не может. И вот в таком шуме и попытках услышать экскурсовода добрались до главного экспоната музея - "Джоконды". Для этой катины в ближайшем будущем планируют выделить отдельный зал, а пока что она довольствуется тем, что занимает "отдельный угол". Этот угол огорожен, и за оградой постоянно носятся три охранника - не фотографировать! не задерживаться! проходить быстро! Но мне все-таки удалось постоять и полюбовался этой, пожалуй, самой известной картиной всех времен. Джоконда была такой же, как я ее видел на репродукциях, но, все-таки, несколько более темной.
В общем-то, после этого можно было считать, что Лувр посещен не зря
Считается, что коллекция этого музея больше коллекции Эрмитажа (в основном, "благодаря" распродажам большевиков в послереволюционные годы), однако в целом у меня сложилось впечатление, что известных картин в Эрмитаже все-таки больше будет. Из того, что я знал помимо вышеописанного, я увидел в Лувре только Джузеппе Арчимбольдо ("Времена года" с лицами из овощей и фруктов). Может, действительно известных картин в Лувре меньше, а может просто виновата не очень большая обзорная экскурсия.